Рыболовная катушка (техническое обслуживание, уход, регулировки и ремонт)
Здравствуйте уважаемые рыболовы! Поводом
для написания данной статьи по эксплуатации рыболовных катушек послужило то,
что многие рыболовы в силу технологий и тенденций развития начали в большей
степени переходить на качественные снасти в своем увлечении. В свою очередь при
покупке и использовании прямо скажем недешевых катушек как мультипликаторных
так и безинерционных у рыболова будь то
спиннингист, фидерист, поплавочник , начало возникать множество вопросов и
требований к данным изделиям. Одним из вопросов - это «Как грамотно
эксплуатировать катушку и обслуживать ее, дабы она долгие годы радовала
рыболова своей безупречной работой». Ведь
не секрет, что ни каждый рыбак может себе позволить покупать новую катушку еже
сезонно.
Как выбирать катушку я вам
повествовать не буду так как об этом есть множество интересных статей и
рекомендации на просторах интернета и в рыболовной литературе. Я же в свою
очередь хочу поговорить с вами о том как же ухаживать за катушками, как продлить их срок службы и как
проводить их техническое обслуживание.
Итак начнем по порядку (касаемо всех видов катушек):
Транспортировка.
Многие рыболовы относятся к
данному вопросу с позиции - кинул в рыболовный рюкзак, сумку или в машину и отправился на рыбалку. Это неправильно! И от
такого отношения мне постоянно попадают в ремонт катушки с поломанными лапками,
ручками, согнутыми дужками лесоукладывателя, разбитыми корпусами. Частенько в
механизмы забивается со дна сумок и багажников все что угодно, начиная от песка
до шелухи семечек. Да да, как бы смешно это не выглядело.
Катушка
это очень тонкий и сбалансированный механизм, который постоянно нуждается в
защите. Не лишним будет при транспортировке наличие защитного чехла, будь то
просто мешочек из различных видов тканей, или мягкий пенал для катушки, но
самым надежным является конечно же жесткий кейс с поролоновой вставкой, что
позволяет жестко закрепить в нем катушку и принадлежности к ней и сто процентно
убережет ее от поломок.
Уход на водоеме.
Достав катушку и установив ее на
удилище следует грамотно подготовить ее к ужению, в частности: закрутить плотно
гайку прижима крепежной лапки катушки (осторожно не пережмите), при этом
катушка должна сидеть плотно без слабины, закрепить ручку катушки если она у
вас складная или крепиться с помощью крепежного винта( нити резьбы в данных
местах очень тонкие и слабые, не надо пытаться максимально ужать этот узел,
пытаясь устранить какие либо люфты, причина не в ручке), проверте
работоспособность катушки минутным кручением, проверте работу жесткого кик –
стопа (флажок на корпусе катушки) и стопора обратного хода (обгонной муфты),
проверте работу механизма дужки лесоукладывателя несколько раз вручную и поворотом
ротора ручкой, настройте фрикционный тормоз с учетом трения в кольцах удилища.
В процессе ловли
Подготавливаясь к забросу –
откройте дужку лесоукладывателя и зажав указательным пальцем леску, движениями пальца
вверхи вниз проверте, что бы леса свободно проходила в кольцах (часты
перекручивания лесы о тюльпан удилища), что может привести к отстрелу приманки.Забрасывая
контролируйте сход шнура или лески со шпули, при приводнении приманки, рукой
или автоматом захлопывания закройте лесоукладыватель и осуществляйте проводку.
Как продлить жизнь катушке
Да бы рыболовам более понятно
было приведу примеры из личного опыта характерных неисправностей катушек при
эксплуатации, которые у вас могут возникнуть и соответственно расскажу, как
такого не допустить (проходя глазами некоторые пункты вы улыбнетесь, но поверте
это реальные случаи небрежного отношения к снастям):
- Шпуля – возможны трещины и
сколы на корпусе шпули ( приводит к последующему разрушению и выбиванию отдельных сегментов юбки), от
придавливания при транспортировки попадались алюминиевые шпули овальной формы в сечении (овальность
даже на 0,5 мм приводит к потере ровности перекрёстной намотки и к
дисбалансу в работе), зазубрины и царапины на бортике тарелки шпули ( за
одну рыбалку вы можете распрощаться с 70-100 метрами не дешевой плетеной
лески или нахлыстового шнура при проблемах на инерционной катушке), при
переднем тормозе шпули и заднем на корпусе, частенько обнаруживались сухие
фрикционные диски и даже с наличием коррозии( о хорошей работе тормоза и
речи быть не может, сильнейшие усилия на внутренние механизмы , срезание
зубьев на всех приводах, до полного разрушения)
- Ротор (вал ротора),
механизмы лесоукладывателя, ролик лесоукладывателя – возможны сколы
корпуса ротора (не замеченные вовремя микротрещины приводят в один прекрасный
момент к его разрушению). Погнутость вала - (отсутствие нормальной работы,
биения, отсутствие ровной намотки, радиальные усилия на внутренние
механизмы). Дужка лесоукладывателя- погнутость, царапины и зазубрины(
погнутость на 1 градус приводит к отсутствию ровной намотки, царапание
лески или плетенки убивает ее за одну рыбалку). Механизм сброса дужки - неправильно
настроенное усилие приводит к само захлопыванию и в последствии бороды и
отстрел приманок). Ролик лесоукладывателя – трение в ролике, заклинивание,
зазубрины и царапины, окисление цветного металла – (кручение плетеных
лесок, истирание, отсутствие ровной намотки, пережатие профиля намотки,
разрушение механизма).
- Корпус катушки – трещины
корпуса, пробои, зазоры в процессе эксплуатации (попадание влаги,
гидрофобность смазки, попадание абразивных частиц, загрязнение и выход из
строя механизма).
- Ручка катушки – люфты в соединениях,
неплотная посадка штифта ручки в ведущей шестерне ( увеличение износа,
перекос штифта , что приводит к угловому давлению на зубья шестерен)
- Главная пара, бесконечный
винт, подшипники – выработка на зубьях, сколы, микротрещины, перекос, люфты,
рокот механизма, выкрашивание зубьев (последствие внешних неисправностей
механизмов тянет за собой воздействие на главную пару, ссохшиеся некачественные
смазочные материалы, перегрузки, абразивные частицы).
- Смазка - я уверен что
большинство (если не все) не знают, что смазка заложенная в катушку на
предприятии имеет ресурс примерно 1 года в зависимости от условий эксплуатации
и интенсивности. И все высказывания, что я катушку не мазал 5 лет и там
всё нормально-полный бред, попробовал бы тот человек свою машину не
обслуживать 5 лет., а потом-бы такое говорил.
- Отсутствие технического
обслуживания, своевременной регулировки или ремонта в ближайшее время
приводит к преждевременному износу и как следствие потери любимого
инструмента рыболова.
- При покупке новой катушки
даже именитых производителей часты случаи обнаружения в ней
технологической стружки (металлической пыли), неплотно посаженных деталей,
экономии смазочных материалов(все подшипники в купленном мною Эльфе от
Шимано были сухие, а также втулки бесконечника внутри. Вот вам и пища для
ума, стоит ли эксплуатировать сразу купленную катушку ??? Механизм убивается на раз, и
восстановлению не подлежит. А потом говорят катушка проработала несколько
рыбалок и ход изменился, да и сама уже не кажется такой хорошей - хорошо
задумайтесь насчёт этого.). Не зажатые крепления – что приводит к
досрочной поломке. Мой вам совет – всегда после покупки дорогостоящей
катушки отдайте ее на диагностику мастеру. Это убережет вас от проблем в
будущем.
Этот небольшой перечень оказий показывает,
какие могут случиться с вашей катушкой проблемы
и я думаю вам теперь понятно, что при
таких неисправностях не может быть и речи
о нормальной ее работе.
Техническое обслуживание
Зачем это нужно ?
Техническое обслуживание любой
спиннинговой катушки должно производиться не менее раза в сезон, а лучше перед
началом весенне летнего сезона и перед насыщенным осенним . Это позволяет
поддерживать ее технический и эксплуатационный ресурс на надлежащем уровне. Но
если катушка частенько работает в неблагоприятной для ее механизма среде (под
дождем, во взвешенной в воздухе песчаной пыли при жаре, падение в песок,
сильный удар и т.п.), или просто если мы ее уронили в воду, тогда смазка
катушки должна производиться несколько раз в течение одного сезона
эксплуатации. И рекомендуется именно полная замена смазочных материалов во всем
механизме, а не просто нанесение новых смазок поверх старых. Ведь, коль для
кого-то это еще секрет, в той воде, в которой мы ловим, содержится огромное
количество всевозможных твердых (читай - абразивных) микрочастиц, а те, попадая
внутрь механизма катушки, задерживаются именно на поверхности смазанных
деталей. Хочу вас предостеречь от использования всевозможных солидолов, литолов,
графиток и им подобных. Мне постоянно
попадаются в ремонт катушки после такой самодеятельности, при частой
эксплуатации через неделю катушка начинает рокотать, через две происходит
износ, а потом со временем катушка обычно клинит, так как данные смазки впитывают воду (гидрофобность)
и даже если вы не уронили катушку в воду, смазка накапливает влагу на водоеме
от конденсата в корпусе. Так же они не позволяют осуществить должный уровень
смазывания и не удерживаются на механизмах , а в жаркую погоду попросту
вытекают из корпуса. Вот по этому в мастерской по ТО всегда применяют
оригинальные специализированые смазки большинства производителей, а так же всевозможные
ревитализанты помогающие вернуть вашей катушке первозданную работу.
Диагностика,
регулировка и ремонт
Залог успеха качественного обслуживания
– диагностика. На первое место в своей работе к примеру мастер по техническому
обслуживанию катушек всегда ставит
именно диагностику. Ведь выявление неполадок в механизме на ранних стадиях и
своевременное обслуживание в конечном итоге позволяет не только сократить общие
расходы на обслуживание своей любимой катушки, но и постоянно брать на рыбалку
правильно отстроенную, мягко и тихо работающую катушку, которая будет вас
радовать.
Вторым пунктом можно отметить
грамотную регулировку, которая позволяет при наличии высококлассного
измерительного инструмента (микрометров, нутромеров, индикаторов, щупов и.т.п)
провести точнейшие измерения и подобрать метод регулировки, который позволит
всем механизмам сбалансированно работать.
Ну и наконец ремонт – наличие
запасных частей, внутренних схем,специализированного инструмента, аргонной
сварки, станков и механизмов , анодирование
металла, очистка в ультразвуковой ванне позволяет выполнить грамотному мастеру качественный
ремонт вашей катушки.
Вы можете конечно же
самостоятельно выполнить техническое обслуживание катушки, но поверте игра не
стоит свеч, времени и сил, почему? Да все очень просто: отсутствие опыта и
технологических схем приводит к тому, что после сборки у многих остаются лишние
детали, а потом в итоге рыболов приходит к мастеру и просит устранить свои
недочеты. Пережатые и недожатые механизмы без соответствующего усилия по
номенклатуре выведут моментально вашу катушку из строя. Покупка дорогостоящей
смазки (пример смазки Shimano – Минск на май 2012 цена двух
баллонов жидкой и густой смазки = 45 долларов США) приводит к выкинутым
деньгам. Регулировочные работы требуют наличие специализированного инструмента,
при покупке которых для единичного обслуживания экономически нецелесообразно.
При вскрытии катушки возможно потребуется ремонт, а отсутствие запасных частей
приведет вас к долгим поискам по знакомым или заказ из-за границы. Так что
проще и дешевле отдать катушку на обслуживание мастеру и получить в итоге
гарантии на выполненную работу и высококлассное обслуживание за небольшие
деньги.
Ремонт рыболовных катушек (техническое обслуживание,
регулировка, настройка, ремонт)
Мы выполняем:
- техническое обслуживание безынерционных катушек любых
производителей – Shimano, Daiwa, Ryobi, Tica, Mitchell и других ;
-полная разборка и мойка абсолютно всех деталей и механизмов
с применением специализированных
растворов;
-сушка деталей воздухом под давлением до 8 атмосфер
- детальная диагностика с предоставлением фото отчета по
диагностике клиенту по электронной почте с последующей консультацией и выбором ТО,регулировки,ремонта
-замена износившихся деталей по показаниям диагностики
-смазывание абсолютно всех трущихся поверхностей смазками 4-х
основных и 2-х вспомогательных консистенций плюс ревитализация
-восстановление зубчатых венцов
-настройка и регулировка
--постоянная поддержка информацией по мобильной связи или через email
система скидок на техническое обслуживание и полное
сопровождение постоянных клиентов Сдать катушку на обслуживание можно по ссылке:
Денис Ершов (riba720) fish-primanki.ucoz.ru Минск 2012
Источник: http://fish-primanki.ucoz.ru/ |